Из истории искусства живописи.
19 июля 1834 года родился Эдгар Дега.
Эдгара Дега прославили две вещи. Его нежнейшие, невесомые, парящие в воздухе балерины. И его тяжелый характер. Быть оппонентом и даже собеседником Дега было непросто. Зато теперь — через годы, через расстояния — одно удовольствие наблюдать его ядовитое остроумие.
Вот лишь одна сценка, демонстрирующая, что по части молниеносной реакции, очаровательной некорректности и прекрасного чувства юмора Эдгар Дега мог бы соперничать с современными стендап — комиками:
— Мсье Дега! — Это был Жан Жорж Вибер, известный художник-академист, акварелист. — Вы должны пойти на нашу выставку акварелей.
Тут
Вибер покосился на поношенное пальто Дега:
— Наши рамы
и ковры, может быть, покажутся вам чересчур
богатыми, но, в конце концов, ведь живопись тоже предмет
роскоши.
— Ваша, мсье, да, —
парировал Дега, — а наша — предмет первой необходимости.
«Классический художник современной жизни» — так Эдгар Дега характеризовал сам себя. Знатный и надменный человек с кажущимся непринужденным талантом, Дега был известным членом группы импрессионистов, но оставался в стороне от многих ключевых идей этого направления.
Эдгару посчастливилось родиться в семье банкиров с международными связями и аристократическими стремлениями. В молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.
Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Впрочем, отец ему пророчил карьеру юриста, однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции, а обеспеченность семьи позволяла ему заниматься живописью, не особо заботясь о пропитании. Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Дега был явным перфекционистом, доходящим в своей страсти к идеальной гармонии до потери ощущения реальности.
Уже в начале своего долгого творческого пути Дега был художником, у которого, как шутили, только отобрав картину, можно было прекратить работу над ней.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. В 1855-1856 годах он учился в Школе изящных искусств в Париже, а в период 1954-1859 годов подолгу жил в Италии, где знакомится с искусством итальянского кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего Возрождения).
Эдгар Дега на всю жизнь сохранил преклонение перед правдивостью итальянских портретов эпохи Возрождения, перед острой характерностью Гольбейна, перед утонченностью Клуэ. Не были чуждыми для него изысканный и благородный Ван Дейк, сдержанный и возвышенный Пуссен, мудрый Рембрант.
Молодой Дега испытывал влияние своих старших современников: Делакруа, Курбье и особенно Энгра. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Эти слова Дега запомнил на всю жизнь. Он стал блестящим рисовальщиком, душа его искусства и стала линия — быстрая, точная, стремительная. Несколько штрихов ему бывало достаточно, чтобы схватит характерную позу, профессиональный жест.
В 1861 году Дега знакомится с Эдуардом Мане, а позднее становится постоянным посетителем кафе Гербуа, пристанища импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и других: их стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника.
Он выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой в 1874 г и кончая последней 1886г. Вместе с тем, Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Он стремиться передать мгновенное, неуловимое движение – отсюда интерес его к миру театра, кулис, балету, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей.
Также, в отличие от своих друзей — импрессионистов, основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция.
Новаторство Дега в передаче движения неразрывно связано с его композиционным мастерством. У него гораздо сильнее, чем у Мане, чувствуется случайность, непреднамеренность, выхваченность отдельного эпизода из потока жизни. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом). Например картина «Голубые танцовщицы» 1898 года.
Одно из самых известных полотен художника, написанное пастелью. У Дега были свои особые приемы работы с пастелью. Рисунок обрабатывался паром, благодаря чему художник добивался пластичности материала. Небoльшой квaдpатный лист бyмаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной. Балерины и балет были для Дега одной из любимыx тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху. Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц. Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.
Ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения.
Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция Нейи-сюр-Сен); «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция).
Он пишет портреты только тех, кто хорошо известен ему, ибо часть его метода – изображать модель в привычном ей окружении. Он наблюдает модель до тех пор, пока не изучит все оттенки её выражения и передаст их с такой точностью и доброй проницательнсотью, что обнажит самое сокровенной в человеке.
Художника называли живописцем танцовщиц, но балерины для него были лишь поводом, ухватить движение. Мастер старался поймать нечто мимолетное и неожиданное, что свойственно импрессионизму. И ему это удалось. Картины, изображающие балетную тематику, принесли Дега невероятный успех.
В его работах практически нет балерин в ярких софитах на сцене. В большинстве полотен они размещены в танцклассах, запечатлены в позах отдыха после изнуряющих репетиций. Художник показал обратную сторону шикарных балетов, ту, которая скрыта от зрителя в зале. Он приоткрыл двери даже в гримерную.
Одна из первых работ, вошедших в балетный цикл Дега – «Танцевальный класс Оперы на улице Ле Пелетье». Жанровая сцена изображает репетицию. Центр композиции –свободное пространство зала, рядом замерла балерина, ждущая указаний балетмейстера. Сейчас она их получит и оживет в пластике танца.
Дега известен как изысканный колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Его картины кажутся случайно выхваченными из потока жизни сценами, но эта случайность — резултат продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчеркивает непосредственность впечатления.
Имя Эдгара Дега ассоциируется, прежде всего, с живописью. Далеко не все знают, что художник, получивший известность, как мастер жестов и движения, был еще скульптором, гравером, фотографом. В конце 1860-х годов, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше стал лепить восковые фигуры. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца. Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника, иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Мэрилин Монро была настолько эмоционально тронута скульптурой, что заплакала, увидев ее. В 1881 году Дега впервые показал эту скульптуру танцовщицы Мари Ван Гетем на выставке импрессионистов. Скульптура была сделана из воска, одета в настоящий лиф и пачку, и на ней был парик с настоящими волосами, перевязанный лентой.
После смерти Дега в его мастерской нашли около 70 сохранившихся работ, и наследники художника перевели их в бронзу, — сам Дега никогда не работал с бронзой. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году; как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген, имеется их полный набор.
В 1895 году Дега увлекся фотографией, купил камеру и с энтузиазмом ухватился за новшество, экспериментировал со светом. Фотография давала дополнительную и точную информацию о движении, позволяла поймать ускользающий момент.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он жил один. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Поль Валери, иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать, и лишь немного рисовал углём. Однако к 80 годам он был уже признанным художником, его картины продавались по баснословным для того времени ценам.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
В честь Эдгара Дега назван кратер на Меркурии.
В библиотечно-информационном центре имени М.В .Ломоносова (пр.Сельмаш,7 А), вы можете познакомиться с книгами, посвященными творчеству великого французского художника-импрессиониста Эдгара Дега:
Эдгар Дега. Эдгар Дега. Художник в 100 картинах.- Москва: Эксмо, 2015.- 96 с.: Э 18 ил.- (Художник в 100 картинах). В этом книге рассказывается о великом новаторе эпохи импрессионизма и раскрывается история создания знаменитых полотен выдающегося мастера.
Эдгар Дега. Эдгар Дега.- Москва. ОЛМА Медиа Групп, 2011.- 72 с.- (Великие мастера живописи). Эта книга расскажет вам о творчестве Дега, о его виртуозном владении линией и великолепном чувстве цвета.
Информационный ресурс: http://www.edgardega.ru